Рашид Усманов: «Челябинск — это флагман российской фотографии»

Рашид Усманов: «Челябинск — это флагман российской фотографии» 18 Марта 2021

В Государственном историческом музее Южного Урала представлена персональная фотовыставка Рашида Усманова «Познание мира — это жизнь». Интересно, что один из самых титулованных челябинских фотографов с не одной сотней международных наград, основатель и председатель Ассоциации фотографов «Евразия» и капитан российской сборной на Кубках мира по художественной фотографии взял в руки камеру не так уж и давно, всего несколько лет назад. Да и фотографом он себя не считает — скорее, популяризатором и организатором фотографического движения в стране.

Вооруженный глаз

— Рашид, какие работы вы отобрали для своей выставки?

— Я отобрал для выставки те работы, которые получили награды на международных конкурсах: золотые медали FIAP (Fédération Internationale de l'Art Photographique, Международная федерация фотографического искусства), золотые медали PSA (Photographic Society of America, Американское фотографическое общество) и медали национальных фотографических федераций. В принципе, у меня материала достаточно на несколько разных тематических выставок. Но так как я не смог выбрать какое-то одно направление, то решил просто показать часть работ с наградами, разных жанров и направлений. А работаю я практически во всех жанрах, за исключением натюрморта и компьютерной графики.

На выставке много фотографий из категорий «тревел» и «стрит», сделанных в разных странах, но она не про путешествия. Она про мир, который окружает нас. Фотограф должен быть очень наблюдательным, видеть малейшие детали, на которые другие люди не обращают внимания. Даже при студийной съемке портрета происходит некое познание, фотограф встречается с разными людьми, которые в его жизни вряд ли могли появиться при других обстоятельствах. Благодаря фотографии мне действительно захотелось больше узнавать мир. Путешествия всегда меня привлекали, я посетил более 40 стран, некоторые не по разу. Путешествия заряжают меня новой энергией, дают силы и желание постоянно быть в движении. С фотографией этот эффект только усиливается. Многие люди любят в путешествиях поваляться на пляжах, весело провести время. Мне такие поездки малоинтересны. С фотоаппаратом любое путешествие становится намного интереснее и осмысленнее. Ты начинаешь внимательнее наблюдать, как живут люди, стараешься с кем-то познакомиться, при случае напроситься в гости, чтобы поснимать людей у них дома. Приехав в какую-то страну, ты начинаешь планировать дополнительные маршруты, чтобы побывать как можно в большем количестве мест, тебя захватывает азарт в поисках интересных снимков.

В последнее время у меня были поездки, которые я совершал исключительно ради съемок. Например, я дважды ездил на Кубу. В Танзании и ЮАР снимал дикую природу. В Китае в рабочих поездках обязательно находил время, которое посвящалось только съемке. Даже в Турции, куда поехали с семьей, казалось бы, просто отдохнуть, оплаченный великолепный пятизвездочный отель больше половины времени пустовал. Только что я вернулся из Белоруссии, где вновь снимал диких животных. Очень доволен этой поездкой, несмотря на то, что она оказалась для меня довольно тяжелой. Приходилось сидеть в засидке в полной тишине от темна до темна, то есть более 12 часов, только чтобы сделать несколько снимков орлана, который прилетел всего на 20 минут. Нельзя было прийти или уйти засветло, чтобы не спугнуть птиц с мест их обитания и дать возможность потом поснимать другим фотографам.

Остров свободы для фотографа

—Чем вас привлекла Куба, что вы ездили в такую даль только ради съемок, да еще и дважды?

— Собственно, с Кубы и началось мое осознанное увлечение фотографией. Ранее фотография интересовала меня исключительно как издателя. В 90-е годы я был учредителем газет «Уикенд», «Деловой Урал» и журнала «Интеллектуальные игры». Это были популярные издания, их знали далеко за пределами нашего региона, и для них, естественно, нужны были качественные фотографии. Мне приходилось как редактору заказывать и отбирать работы. Увлечения же у меня были другие. Например, шахматная композиция, где я был чемпионом России.

Но вот моя супруга стала интересоваться фотографией. Сейчас она член Союза фотохудожников, имеет звание «Художник FIAP», работает фоторепортером. А тогда она только начинала, я ей помогал и неожиданно для себя сам втянулся.

Когда мы в первый раз полетели на Кубу, я заранее нашел гида, с которым мы проехали по всей стране, останавливаясь в разных городах. Почему именно Куба? Потому что она фотографична, как никакая другая страна в мире. Там вся жизнь людей проходит на улице, домой они заходят только поспать. Поэтому на улицах кубинских городов всегда много интересных сюжетов. Снимать на Кубе легко и приятно, в отличие, например, от некоторых регионов Китая, где на меня однажды чуть не напали с камнями и палками, потому что там верят, что фотография забирает у человека частичку души.

Впоследствии моя кубинская серия заняла первое место на международном конкурсе 35AWARDS, в разделе «Репортаж».

— Неплохой урожай для первой фотопоездки!

— Да, эта была первая осознанная фотосъемка. И отправился я на нее главным образом потому, что еще до того, как я стал где-то показывать свои фотографии и участвовать в конкурсах, мне было предложено стать куратором сборной России на Кубках мира по художественной фотографии под эгидой FIAP. И получилось что: я капитан команды, а ни один фотограф в России знать на знает, кто я такой. И вот мне срочно пришлось нарабатывать себе портфолио. К счастью, накопленные к тому времени знания позволили мне практически сразу, как я взял в руки камеру, успешно участвовать в конкурсах и получить множество регалий и достижений.

При этом личные успехи в фотографии меня не очень-то интересуют. Я все-таки считаю себя больше организатором, чем собственно фотографом. С 2017 года, когда я возглавил российскую команду на Кубках мира FIAP, мы ежегодно занимали первые места. Небольшой провал случился только в прошлом году. FIAP предложила мне организовать очередной Кубок мира в России, в Челябинске. Я обратился к директору Государственного исторического музея Южного Урала Владимиру Ивановичу Богдановскому, и вместе мы взялись за это дело. Кубок состоялся, все отлично, но, видимо, организация потребовала много сил и внимания, потому что наша сборная в командном зачете получила только две серебряные медали. Но, провалившись на Кубке мира среди стран, мне удалось реабилитироваться на Кубке мира среди клубов: возглавляемый мной фотоклуб «Евразия», созданный изначально на базе клуба «Каменный пояс», занял там первое место и стал чемпионом мира.

Равнение на Россию

— Вас послушать, так российская фотография сейчас впереди планеты всей.

— Так и есть, сейчас российские фотографы — самые крутые. Весь мир это начинает признавать, хотя многие и удивляются, как это Россия, которую вообще не было видно на международной арене, вдруг вырвалась вперед. Одними из лидеров мировой фотографии последние 10–15 лет являются англичане. На клубных Чемпионатах мира по фотографии они стабильно занимают больше половины позиций в первой десятке. И вот после нашей победы сильнейший на сегодняшний день английский фотоклуб сделал перепост наших фотографий в «Фейсбуке», а под ним — море восторженных комментариев. Среди них мне запомнился такой: «Это что же, теперь Россия задает моду и нам нужно на нее равняться?».

Я считаю, что сейчас, когда наша фотография получила признание во всем мире, мы должны, во-первых, постараться не утратить это лидерство, а во-вторых, через фотографию больше рассказывать всем о нашей стране, о нашей жизни. Чтобы у людей за рубежом была возможность увидеть Россию другими глазами, не только через призму политических отношений. Я сам не раз наблюдал, как иностранцы, познакомившись с нашей фотографией, меняли свое отношение к России.

— Что, по-вашему, отличает российскую фотографию от зарубежной? Что иностранцы находят в ней такого особенного?

— Если честно, и это сугубо мое мнение, в целом российская фотография со времен Советского Союза меняется лишь в техническом плане, какого-то особого развития в ней нет. Но появилось много отдельных фотографов, которые пытаются искать что-то свое. Именно они и показывают тот уровень, который позволяет России заявлять о себе в фотографическом мире. А еще у нас в стране находится одна из ярких точек на карте мировой фотографии – это Челябинск. У нас еще со времен СССР сложилась сильнейшая фотографическая школа, которую подхватил и развивает Владимир Богдановский. Такого мощного клубного движения нет больше нигде. По сути, Челябинское отделение Союза фотохудожников — это сейчас флагман фотографической жизни как страны, так и мира.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку