Журнал "ФОТОСОЮЗ 74" №11

Журнал "ФОТОСОЮЗ 74" №11 7 Мая 2019

В преддверии очередного юбилейного Х фестиваля фотографии "ФОТОФЕСТ-2019" подготовлен к печати 11-й  номер журнала "ФОТОСОЮЗ 74".

Представляем вашему вниманию анонс колонки редактора:

ФОТОГРАФЫ   и  ФОТОГРАФИНИ

Красота — это страшная сила. Может быть целью, а может — средством достижения цели. Таким же, как фотоаппарат, блокнот или карандаш. Для молодой американки Рут Грубер, чье имя — без преувеличения — стоит в одном ряду с именами величайших фоторепортеров XX века. Она в тридцатые годы пересекла весь Ледовитый океан на корабле знаменитого полярника Папанина, набитом моряками волчьего темперамента и мужского аппетита; красота, обаяние, умение убеждать и добиваться поставленных целей были средством, а целью — снимки, репортажи, будущая книга и, судя по всему, серьезные государственные задания, о которых в своих воспоминаниях она, впрочем, пишет очень скупо. Десятилетие спустя целью Рут Грубер в военной и послевоенной Европе стал вывоз в Палестину, еще не ставшую Израилем, еврейских беженцев, спасшихся от молоха Холокоста, и здесь уже фотография, ее фоторепортажи в крупнейших мировых изданиях стали средством. Но и женское обаяние, конечно, тоже.

Так случилось, что в этом номере нашего альманаха сошлись материалы о четыре женщинах-фотографах. Кроме Рут Грубер это еще одна знаменитая американка — звездный фотограф, автор самых знаменитых фотообложек модных журналов конца XX — начала XXI века, икона стиля Энни Лейбовиц. Ее имя стало культовым в мире музыки, кино и шоу-бизнеса, синонимом громкого и непреходящего успеха. У фоторепортера Гульнары Самойловой башкирские корни, но она давно живет в Америке, а снимает по всему миру: вернувшись с челябинского Фотофеста-2018, открыла в Нью-Йорке выставку стрит-фотографии, а сейчас собирается в Магнитку. Челябинка Ирина Катаева нашла свой путь и свой стиль в фотографии, свой мир, в котором немного внешних событий, но есть завораживающая визуальная манкость и глубина, игра света и тени и совершенно особый взгляд архитектора (первая профессия Ирины).

Какие разные наши героини! И как по-разному приходят в эту профессию женщины. В таком тяжелом и непростом деле, как фотография, места для женщины в давние времена было не так уж много (пусть на меня не обижаются феминистки, это всего лишь объективная реальность). Но они всегда были — женщины-фотографы, опровергающие профессиональные и гендерные стереотипы и сметающие все препятствия на своем пути. Были и в девятнадцатом веке, и в двадцатом, снимали Первую мировую войну, Гражданскую войну в Испании, Вторую мировую, гибли на фронтах.

А в фотографию приходили по-разному. Порой их самостоятельной профессиональной карьере предшествовал путь помощницы мужчины-фотографа, стремление быть рядом и вместе. Мужем Ирины Катаевой был выдающийся челябинский фотомастер Юрий Катаев, и, мне кажется, именно готовя к печати фотоальбом с работами Юрия после его преждевременной смерти, Ирина и для себя определила что-то главное в фотографии, свой путь.

Кто-то приходит из мира моделей, как челябинка Анжела Шефер, которую я десять лет уговаривал взять в руки камеру («Ты можешь быть звездным фотографом, а не только звездой фотографий»). Уговорил. Впрочем, в своих жестоких фотографиях на тему экологической катастрофы Анжела бесконечно далеко отошла от мира гламура. А кто-то застревает в нем навсегда: именно для них, наверное, в дорогих фотомагазинах сейчас появились кофры розового цвета и шелковые шарфики вместо ремней. Иных изначально интересуют не красота и выразительность кадра, а серьезные социальные темы, и в этом направлении фотожурналистики сейчас тоже много талантливых представительниц слабого пола, ни в чем не уступающих мастерам-мужчинам.

Но все же, все же… Когда в былые времена Челябинский фотоклуб объявлял общий сход и собирал суровую мужскую компанию, схожую с той, что была на папанинском пароходе, немногочисленных женщин-фотографов, оказавшихся в ней (собственно, было их всего две — Людмила Бородулина и Людмила Чуносова), мужчины называли исключительно «фотографинями». Без всякой иронии. С нежностью.

Владимир Богдановский 

Ознакомиться с электронной версией журнала можно  ЗДЕСЬ .


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку