Уральцы привыкли к красивым пейзажам. Выезжаешь за пределы города, и вот оно: леса, горы, поля, озера. Кажется, никого этим не удивишь. Но фотохудожник Андрей Пономарев умеет поймать момент, «сделать» кадр. И вот уже люди стоят возле его работ на выставке «Топология чувств», открывшейся в зале Союза художников, и не могут отвести взгляд.
— Известнейшего мариниста Ивана Айвазовского однажды спросили, почему он всегда пишет море. На что художник ответил: „Море? Нет! Я всегда писал душу человека“. Когда я увидел работы Андрея Пономарева, сразу понял — здесь не просто пейзажи, здесь душевное состояние автора, зрителя. И это замечательно, ведь за внешней формой каждый из нас увидит что-то своё, — сказал председатель Союза художников Анатолий Костюк.
Действительно, фотографии Андрея Пономарева — не вполне «виды», в них нет приторной живописности, его работы вряд ли будут использовать для заставки рабочего стола или как фон корпоративного календаря. Это не совсем «записки путешественника» — из-за отсутствия серийности, подробности, небрежности в построении кадра. Здесь непрерывное соединение географических точек и понимания места человека в этом мире.
У Андрея Пономарева есть своя формула пейзажной фотографии:
«Нет особой внешней цели. Есть цель внутренняя: найти точку в окружающем мире, где сходятся свет, погода, дерево, камень, горизонт. Сходятся так, чтобы можно было воскликнуть: „Слава Богу, это я!“», — поясняет фотохудожник. После восклицания Пономарев нажимает на спуск, доводит цифровой цвет до состояния, которое блеснуло ему в момент открытия, и опускает ландшафт в копилку самопознания: «Я ищу кадр. Точно не знаю, какой. Но чувствую, что сразу пойму, когда встречу».
Некоторые зрители остались недовольны выставкой: кого-то не устраивало построение кадра, кого-то — свет, кого-то — выбранная тема: «О-о-о, полянки, горки, лесочки, хоть бы что новое придумали!». А что нового можно придумать в природе? По мнению автора работ, красоту ландшафтов либо дано видеть, либо нет. Этому нельзя научиться. Это невозможно объяснить. Нужно просто оказаться в нужное время в нужном месте и открыть глаза, чтобы увидеть красоту.
Андрей Пономарев научился фотографировать сначала глазами, а потом фотоаппаратом в 6 лет. Сначала отец разрешал присутствовать в фотолаборатории, а в 12 лет будущему художнику подарили технику, когда он с одноклассниками поехал на Байкал.
«Наснимал тогда кучу пленок. Сейчас смотрю — вроде даже горизонт нигде не завален! Но о фотоискусстве там, конечно, речи нет. Снимать на пленку — это совсем другое. Я настолько привык к пленочным кадрам, что даже на цифровую камеру делаю не больше 2-3 снимков пейзажа», — рассказывает Андрей.
По его словам, «другое» в пленке — это не хипстерская манера съемки, не «душевность», о которой говорят многие ностальгирующие по прошлому, а техническая разница. Пленочные кадры технически сложнее и от этого глубже. Душевность зависит не от выбранного фотоаппарата, а от внутреннего состояния человека. В экспозиции Андрей Пономарев обнажал частичку внутреннего мира.
Топология, в самом общем понимании — это явление непрерывности. Непрерывность чувств — то, в чем живет фотохудожник. Название было предложено кураторской группой Soft Focus, которая на протяжении нескольких месяцев делает фотовыставки в Союзе Художников. Ольга Конфедерат, Светлана Ветрова и Сергей Жатков подбирают работы фотографов, которые простым, но небанальным языком говорят «обо мне и о том парне».
«Андрей не претендует изменить лицо художественной фотографии. Он просто странствует, ищет, останавливается взглядом. Как все мы», — говорят кураторы.
На вопрос, почему взгляд художника не останавливается на пляжах под пальмами, Андрей Пономарев ответил:
«Дело в том, что многие ландшафты России и зарубежья так зафотографированы уже, что свежей, „моей“ точки не найдешь. Пальм я не видел. На Канарские острова вернулся бы, наверное. На Камчатку боюсь ехать — там все уже заснято. На Алтае красиво, но я бы не советовал ехать туда больше двух-трех раз. В Челябинской области можно сделать такие кадры, что дух захватывает! Один хребет Нурали чего стоит. У нас прекрасные места, чтобы себя искать. Ну, или мне просто ближе суровая природа и брутальные ландшафты».
Текст: Наталия Хомякова
Фото: Андрей Ткаченко
Источник: Челябинский обзор