Андрей Пономарев открыл выставку

Андрей Пономарев открыл выставку 20 Июля 2017 В Выставочном зале Союза художников на улице Цвиллинга, 34 до 10 августа работает выставка фотографий «Топология чувств» члена Союза фотохудожников России Андрея Пономарева. Посмотреть экспозицию пейзажных фотографий можно каждый день до 18:00. 

Уральцы привыкли к красивым пейзажам. Выезжаешь за пределы города, и вот оно: леса, горы, поля, озера. Кажется, никого этим не удивишь. Но фотохудожник Андрей Пономарев умеет поймать момент, «сделать» кадр. И вот уже люди стоят возле его работ на выставке «Топология чувств», открывшейся в зале Союза художников, и не могут отвести взгляд.

— Известнейшего мариниста Ивана Айвазовского однажды спросили, почему он всегда пишет море. На что художник ответил: „Море? Нет! Я всегда писал душу человека“. Когда я увидел работы Андрея Пономарева, сразу понял — здесь не просто пейзажи, здесь душевное состояние автора, зрителя. И это замечательно, ведь за внешней формой каждый из нас увидит что-то своё, — сказал председатель Союза художников Анатолий Костюк.

Действительно, фотографии Андрея Пономарева — не вполне «виды», в них нет приторной живописности, его работы вряд ли будут использовать для заставки рабочего стола или как фон корпоративного календаря. Это не совсем «записки путешественника» — из-за отсутствия серийности, подробности, небрежности в построении кадра. Здесь непрерывное соединение географических точек и понимания места человека в этом мире.

У Андрея Пономарева есть своя формула пейзажной фотографии:

«Нет особой внешней цели. Есть цель внутренняя: найти точку в окружающем мире, где сходятся свет, погода, дерево, камень, горизонт. Сходятся так, чтобы можно было воскликнуть: „Слава Богу, это я!“», — поясняет фотохудожник. После восклицания Пономарев нажимает на спуск, доводит цифровой цвет до состояния, которое блеснуло ему в момент открытия, и опускает ландшафт в копилку самопознания: «Я ищу кадр. Точно не знаю, какой. Но чувствую, что сразу пойму, когда встречу».

Некоторые зрители остались недовольны выставкой: кого-то не устраивало построение кадра, кого-то — свет, кого-то — выбранная тема: «О-о-о, полянки, горки, лесочки, хоть бы что новое придумали!». А что нового можно придумать в природе? По мнению автора работ, красоту ландшафтов либо дано видеть, либо нет. Этому нельзя научиться. Это невозможно объяснить. Нужно просто оказаться в нужное время в нужном месте и открыть глаза, чтобы увидеть красоту. 

Андрей Пономарев научился фотографировать сначала глазами, а потом фотоаппаратом в 6 лет. Сначала отец разрешал присутствовать в фотолаборатории, а в 12 лет будущему художнику подарили технику, когда он с одноклассниками поехал на Байкал. 

«Наснимал тогда кучу пленок. Сейчас смотрю — вроде даже горизонт нигде не завален! Но о фотоискусстве там, конечно, речи нет. Снимать на пленку — это совсем другое. Я настолько привык к пленочным кадрам, что даже на цифровую камеру делаю не больше 2-3 снимков пейзажа», — рассказывает Андрей. 

По его словам, «другое» в пленке — это не хипстерская манера съемки, не «душевность», о которой говорят многие ностальгирующие по прошлому, а техническая разница. Пленочные кадры технически сложнее и от этого глубже. Душевность зависит не от выбранного фотоаппарата, а от внутреннего состояния человека. В экспозиции Андрей Пономарев обнажал частичку внутреннего мира.

Топология, в самом общем понимании — это явление непрерывности. Непрерывность чувств — то, в чем живет фотохудожник. Название было предложено кураторской группой Soft Focus, которая на протяжении нескольких месяцев делает фотовыставки в Союзе Художников. Ольга Конфедерат, Светлана Ветрова и Сергей Жатков подбирают работы фотографов, которые простым, но небанальным языком говорят «обо мне и о том парне». 

«Андрей не претендует изменить лицо художественной фотографии. Он просто странствует, ищет, останавливается взглядом. Как все мы», — говорят кураторы. 

На вопрос, почему взгляд художника не останавливается на пляжах под пальмами, Андрей Пономарев ответил:

«Дело в том, что многие ландшафты России и зарубежья так зафотографированы уже, что свежей, „моей“ точки не найдешь. Пальм я не видел. На Канарские острова вернулся бы, наверное. На Камчатку боюсь ехать — там все уже заснято. На Алтае красиво, но я бы не советовал ехать туда больше двух-трех раз. В Челябинской области можно сделать такие кадры, что дух захватывает! Один хребет Нурали чего стоит. У нас прекрасные места, чтобы себя искать. Ну, или мне просто ближе суровая природа и брутальные ландшафты».

Текст: Наталия Хомякова

Фото: Андрей Ткаченко

Источник: Челябинский обзор



ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку