В пятницу, 3 февраля стартует цикл авторских семинаров по фотографическому искусству Ольги Конфедерат. Бесплатные занятия будут проходить один-два раза в месяц по пятницам в Киноцентре имени Леонида Оболенского для всех желающих. Первая лекция будет посвящена направлению пикториализма в фотографии.
Автор и ведущая — кандидат культурологи и доцент кафедры всеобщей истории ЧелГУ, а также известный в нашем городе куратор разнообразных фотопроектов Ольга Конфедерат — расскажет не только о технике, стилях, жанрах и авторах, но и о бесчисленных теориях, изобретениях, отклонениях и озарениях в сфере фотографии.
— Тем для разговора бесконечно много, — комментирует Ольга Владимировна. — На наших семинарах мы поговорим о разном: о «прямой» фотографии, «невинной», манипулированной, альтернативной, концептуальной, аналоговой и цифровой, о фотографических константах, о фотоживописи и фотоабстракции, о сканографии, синемаграфии, бескамерной фотографии, фотокнигах, глитч-фотографии, эстетике фотографического брака.
Что же объединяет эти темы в рамках семинара? Это позиция зрителя. Задача автора и участников — понять, как смотреть фотографию, что в ней видеть, что понимать, что ценить. Предметом лекций станет неизмеримая и безграничная область фотоискусства, а помощниками — фотографы-практики и философы фотографии разного времени. Кроме фотографий на семинарах будут показаны фильмы, снятые самими фотографами либо о фотографах, а также эпизоды из серии Уильяма Кляйна «Контрольные отпечатки».
Итак, первое занятие, намеченное на 3 февраля, будет посвящено теме пикториализма. Это течение в конце XIX – начале XX веков был самостоятельным, а пуще — неизбежным и необходимым периодом освоения фотографического процесса — ремесленным освоением, техническим экспериментом. Опытным путем определялись границы и возможности искусства фотографии. Пальпировались свет, эмульсия, пигмент, бумага. Живопись была привита к фотографическому отпечатку, чтобы таким путем — от знакомого — определить возможности нового.
В XX веке и сегодня пикториализм периодически возвращается в фотографию. Например, в 1970-е годы, когда и в кинематографе вошел в практику «мягкорисующий» «живописный» стиль, и сейчас, — когда легкость цифровой постобработки возросла необычайно. Но экспериментальная составляющая пикториализма развивается совсем в другом направлении и принимает формы, слишком далекие от расплывчато-сияющих и оттененных карбоновой печатью образцов 1900-х годов…
На семинаре «Пикториализм» будут продемонстрированы работы современных российских и зарубежных авторов.
Расписание ближайших семинаров: