Трубка Родченко

Трубка Родченко 28 Декабря 2016

Последнее в уходящем году заседание клуба молодых интеллектуалов Челябинска прошло в Государственном историческом музее Южного Урала в пространстве выставки самого знаменитого российского фотографа XX века.

На редкость насыщенная фотоэкспозиция «Москва в фотографиях Александра Родченко» из собрания столичного Мультимедиа Арт Музея и Московского Дома фотографии будет открыта в Челябинске до конца января. И все выступления и диалоги в «Курилке Гутенберга» (общество и клуб, задача которого — просветительство и популяризация научных знаний) в тот вечер проходили под портретом легендарного фотомастера постреволюционных десятилетий, практика и теоретика фотографического конструктивизма, создателя нового фотоязыка Александра Родченко. На портрете в центре зала он как раз изображен с трубкой — отметили организаторы встречи.

Докладчиков оказалось двое. Аспирант филологической кафедры ЮУрГУ Александр Федерякин свое выступление посвятил тому, как в двадцатые годы прошлого века литература пыталась стать фотографией, как идеи конструктивизма, искусства строительства новой жизни в новых формах, построение новой иерархии ценностей отразились в литературных манифестах и художественных текстах Ильи Эренбурга, выпускавшего конструктивистский журнал «Вещь», а также Ильи Сельвинского, Корнелия Зелинского, Алексея Чичерина… Поэтические эксперименты, созвучные фотоэкпериментам, социальный заказ в литературе, знаменитый сборник литературных конструктивистов «Бизнес» (1929 год), скоротечный расцвет и закат этого движения... «Конструктивисты не построили нового Парфенона, пришлось довольствоваться Эйфелевой башней» — прозвучала цитата из Эренбурга.

Ольга Конфедерат, известный киновед и культуролог, доцент ЧелГУ, вернула аудиторию в пространство фотографии. Ее выступление, заявленное как рассказ о фотографической группе «Октябрь», объединявшей в 1928-32 годы Александра Родченко, Бориса Игнатовича, Георгия Зельму и Аркадия Шайхета, вышло на глобальную тему «переизобретения фотографии». Жизнь столетие назад радикально меняла свой облик, и фотографии надо было придумать, как все это отразить, открыть новые возможности (технические открытия вели к новым смыслам), иначе решить пространство.

— Пикассо говорил, что живопись располагает на поверхности холста тот образ, который уже расположен в вечности. А фотография открывала новый мир, существующий здесь и сейчас, без оглядки на вечность, — рассказывает Ольга Конфедерат.

Снимки двадцатых-тридцатых годов прошлого века (не только мастеров группы «Октябрь», но и их оппонентов), которыми Ольга Владимировна иллюстрировала положения своего выступления, демонстрировали удивительную эволюцию: от искусства, замкнутого на самом себе, на поисках своего нового языка, от фотографии, где люди лишь часть вселенского орнамента, — к фотографии, обращенной к живому, конкретному человеку, когда содержание и живое чувство теснит форму.

Оратор высказала спорную мысль о том, что «соцреализм имеет особую любовь к людям», а творческое оскудение Александра Родченко было связано с неспособностью услышать зов нового времени. Мне-то как раз кажется, что во время съемок на Беломорканале, первой большой стройке ГУЛАГа, в 1933 году Александр Родченко понял про этот «зов» нечто такое, что заставило его умерить свой фотоэнтузиазм.

Обо всем этом можно вести диалог, чем и занялись собравшиеся на декабрьском заседании «Курилки Гутенберга» сразу после завершения докладов. Приятно было видеть такое количество молодых, красивых, умных и раскованных людей. Вот и верь после этого тем, кто говорит, что все такие давно уехали из Челябинска в Екатеринбург, Москву и далее, а у нас остались только вороватые чиновники и быдловатые люмпены. Не все уехали, не все растеряли интерес к глубокому знанию и диалогу о небанальном. Кстати, у «Курилки Гутенберга» большие планы на 2017 год.

Текст: Владимир Спешков

Фото: Юрий Ермолин

Большой репортаж ЗДЕСЬ




ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку