Московский искусствовед и преподаватель Школы имени Родченко Михаил Сидлин прочитал в Государственном историческом музее Южного Урала замечательно профессиональную лекцию о творчестве Александра Родченко. Похоже, он полностью оправдал ожидания публики — судя по тому, что зал был переполнен молодыми людьми и барышнями, которые слушали столичного эксперта с искренним интересом.
Михаил Сидлин сразу предупредил, что рассказывать будет только о фотографической составляющей творчества Родченко, поскольку живопись — это еще более мощный пласт его искусства, на обсуждение которого не хватит и суток. А мостиком между картинами и фотографиями послужили как раз фотоколлажи Родченко, вокруг которых в двадцатые годы велись ожесточенные споры. Тогдашним художникам-конструктивистам создавать обычные картины и скульптуры было не в радость — выражаясь их же словами, им хотелось «дать вещь». И одним из методов создания этих самых «вещей» послужил фотомонтаж, придуманный Родченко на заре советской эпохи.
Вдумчиво анализируя творческий метод художника, лектор при этом не скупился на ироничные ремарки и радовал публику разными, порой анекдотичными случаями из жизни Родченко. Поэтому лекция то и дело превращалась в театр одного актера, где Михаил Сидлин выступал в незабвенной манере рассказчика-искусствоведа Ираклия Андроникова. Чего стоила одна только стенограмма ссоры Александра Родченко и Казимира Малевича, случившейся в январе 1919 года! В экспрессивном прочтении Михаила Сидлина она прозвучала совершенно по-обэриутски — в духе сумасшедших мини-пьес Даниила Хармса. Челябинская публика откликалась дружелюбным хохотом — ей определенно симпатичны были эти анекдоты столетней давности.
Скучать собравшимся Михаил Сидлин не давал ни минуты, при этом стараясь не отходить от генеральной линии повествования. И, конечно, сопровождал свой рассказ иллюстрациями, фотографиями и оригинальными работами героя своего повествования. Похоже, что Родченко, родившийся в семье театрального бутафора и прачки, взял от родителей все лучшее — немыслимую трудоспособность от матери, а от отца — взгляд на мир через некую волшебную призму, присущий истинным творцам и отважным эксцентрикам.
Сам Михаил Сидлин тоже оказался большим оригиналом и отважным исследователем челябинского городского ландшафта. Сразу после лекции он отправился в парк Гагарина на фестиваль пельменей, где едва удержался от покупки громадного ощипанного гуся. Вечером того же дня посетил постановку «Евгений Онегин» в Оперном театре, а утро перед отлетом в Москву провел на Митрофановском кладбище, где осуществил фотосъемку заснеженных аллей. Добавим, что Михаил, помимо прочего, — известный в Москве фотограф и скоро в одной из частных столичных галерей у него откроется персональная выставка.
Челябинские фотографы, дизайнеры и искусствоведы благодарят Михаила Сидлина за интересную встречу и познавательный рассказ о творчестве Александра Родченко.
Текст: Юрий Богатенков
Фото: Валерий Жирохов
Больше кадров ЗДЕСЬ