Почему мы фотографируем? Задавая себе такой вопрос, я сразу же вспоминаю фразу: «Who We Fight?» — «Почему мы сражаемся?». Так назывался пропагандистский фильм снятый в годы Второй мировой войны.
Так почему мы фотографируем? Почему все время пытаемся кому-то что-то доказать? Почему все время пытаемся объяснить свою точку зрения? Наверное, потому, что авторский взгляд на окружающее всегда специфичен и субъективен. Невозможно разговаривать с людьми, которые не хотят слышать чужого мнения. Невозможно им объяснить авторский замысел. Не тратьте на них время — они останутся при своем суждении и еще больше уверуют в свою правоту.
Так, собственно, к чему это все? На вопрос о целях, которые мы преследуем, делая те или иные фотографии, есть масса ответов в зависимости от контекста ситуации. Но, все же, главная суть состоит, как ни странно, в самом вопросе! Если мы задумались об этом и поставили перед собой такой вопрос, то не все потеряно. Значит, мы задумались о сущности фотографии, о своем месте в ней, о своем творчестве. Задать такой вопрос самому себе — уже хорошо. Ответ не имеет особого значения. Важен сам вопрос, его постановка и формулировка. Именно вопрос ставит все на свои места. Мобилизует, заставляет собраться с мыслями, сформулировать для себя цели и задачи, позволяет яснее осознать свое место в фотографии. Ответ фотограф найдет для себя сам. Свой собственный.
Майский мини-конкурс «Минимализм» фотостудии «Каменный пояс» заставил задуматься о самой сущности этого термина. В статье «Минимал-арт» в Википедии дается такая информация: «Минимализм стремится передать упрощенную суть и форму предметов, отсекая вторичные образы и оболочки. Преобладает символика цвета, пятна, линии». Вроде бы все просто и понятно — убрать все лишнее, и вот он — шедевр минимализма.
Примерно неделю спустя после конкурса Ирина Катаева произнесла интересную фразу: «Как жаль, что многие авторы делают буквальную фотографию, лишая ее многоплановости и множества смыслов».
Как же так? Упрощали, упрощали — и снова надо усложнять? А вот так! Многоплановость, многовариантность восприятия на основе личного опыта — вот залог того, что фотография будет интересна и актуальна.
«Звено» Анатолия Донейко, на мой взгляд, — самая лучшая фотография майского мини-конкурса. Первое, на что обращаешь внимание, — это явный отсыл к фреске Микеланджело Буонаротти «Сотворение Адама». Во-вторых — ассоциации с антиутопиями из книг Джорджа Оруэлла и фильмов Терри Гиллиама. Это то самое множество смыслов при наличии упрощенной формы и сути!
На этой одной работе и остановимся. Минимализм обязывает!
С наилучшим, Александр Исаков. Май — июнь
P.S. А мы по-прежнему продолжаем сражаться с ветряными мельницами.