На Втором фестивале современного искусства «Дебаркадер» состоялась поэтическая программа «Инверсия». Поэты из Москвы, Екатеринбурга и Челябинска собрались в Государственном историческом музее Южного Урала и провели целых три дня в творческих экспериментах и неудержимых декламациях.
В минувшие выходные, 17-18 сентября, в музее читали стихи все — гости и сотрудники, про себя и вслух, наизусть и с листа, под живую музыку и аккомпанемент городского шума, эмоционально — до дрожи в голосе, и сдержанно — монотонно, лишь обозначая паузами окончания строк. Стихи звучали повсюду — на презентациях поэтических сборников и во время изобразительных флешмобов, посреди лекций, за краткими чайными паузами и даже на набережной реки Миасс, куда поэты вышли пестрой и голосистой толпой, не выдержав накала творческих страстей в помещении Музейно-выставочного центра.
Кураторы поэтической программы «Инверсия» — известные челябинские поэты Константин Рубинский и Наталья Санникова — отметили, что в итоге получился целый фестиваль, нашедший отклик в сердцах огромного количества людей.
— Интересно, что некоторые участники даже не были связаны с поэзией, но пришли в музей и проявили самый живой интерес, у них горели глаза! Нас поразило то, что совершенно чужие люди, занимающиеся разными видами искусства и живущие каждый своей жизнью, непохожие друг на друга, казалось бы, ни в чем, зажигаются друг от друга, получают заряд от совместного творчества, — поделились организаторы.
Самым отчаянным и ярким экспериментом поэтической программы стал уникальный проект «Проявитель», в котором поучаствовали и челябинские фотографы. Из снимков, которые были представлены на выставках фестиваля «Фотофест-2016» в музее, кураторы проекта «по горячим следам» выбрали несколько интересных с поэтической точки зрения работ. Поэты, в свою очередь, представили по одному стихотворению. Встретившись, мастера слова и художественной фотографии обменялись своими произведениями, а на утро следующего дня представили результаты творческих изысканий: поэты написали стихи о фотографиях, а фотографы создали снимки о стихах.
Знакомство с фотографическо-поэтическими творениями коллег было крайне эмоциональным — фотографы продемонстрировали настоящие шедевры, рожденные из стихов буквально за одну ночь, а поэты зачитывали плоды своих ночных трудов под овации публики столь экспрессивно, что появление в качестве реквизита в руках одного из авторов настоящего топора показалось всем вполне логичным.
Московский куратор проекта «Проявитель», бильд-редактор журнала «Фома», поэт Екатерина Соколова пояснила, что текст проявляет фотографию, а фотография проявляет текст, в этом и заключается суть задумки.
— В проекте приняли участие полтора десятка челябинских фотографов и полтора десятка поэтов — гостей поэтического фестиваля, и каждый получил индивидуальное задание, — рассказала Екатерина. — Фотографы сделали свои кадры по мотивам стихотворений, а поэты выбрали себе снимки и писали под их впечатлением стихи. На выполнение заданий все авторы получили ровно сутки. И по-моему всё получилось! Мы стали первыми, такого ещё никто и никогда не делал. Это свежая идея, поэтому мы очень волновались, боялись, что будет трудно всех скоординировать. Но благодаря интересу каждого участника, большому личному вкладу сотрудников музея и кураторов всё получилось. Я очень рада, что познакомилась с новыми фотографами и их творчеством, а также благодарна всем поэтам. В итоге получились действительно хорошие стихи и снимки, никто не слажал. И пусть вначале кому-то казалось, что это легкомысленная игра, на самом деле любое творческое взаимодействие всегда что-то дает людям искусства.
Участники проекта «Проявитель» тоже поделились своими впечатлениями.
Поэт Сергей Ивкин из Екатеринбурга: «У нас была замечательная программа, очень плотная и насыщенная. О том, что надо что-то делать вне коллектива, индивидуально, я вспомнил, только упав головой в подушку. Пришлось свить гнездо из одеял и всю ночь старательно изучать карты Санкт-Петербурга — такой мне достался снимок, и я хотел вникнуть поглубже, понять, о чем же мне писать. В итоге сочинял до четырех часов утра…»
Челябинский поэт Константин Рубинский, взяв на себя обязанности куратора поэтического фестиваля, выступил в проекте «Проявитель» в неожиданной для всех роли фотографа: «Сегодня ночью я тоже готовил своё “домашнее задание” и, конечно, не спал, как и все участники. Зайдя в ванную комнату, я увидел свой готовый кадр — две зубные щётки. Они идеально подошли для стихотворения Екатерины Симоновой, над которым я размышлял. А в час ночи мне пришло смс-сообщение от поэта Максима Ушакова: “Простите, Константин, а у вас случайно нет топора?”. Это было очень сильное впечатление».
Фотограф Евгений Асхадулин из Челябинска: «Я несколько раз прочитал выбранное стихотворение — вслух и про себя. Думал не очень долго, практически сразу понял, что и где я буду снимать — решил, что надо непременно ехать на вокзал. Проснулся в пять утра и отправился на пешеходный мост через железнодорожные пути, гулял там минут сорок, и мне повезло: мои герои сами вышли мне навстречу. Я быстро снял их и поехал домой — обрабатывать и отправлять организаторам снимок».
Поэтесса Наталья Санникова, Челябинск: «Ещё сегодня утром мы не были уверены, что всё получится. Представьте, фотограф получает текст, написанный абсолютно незнакомым автором на чужом языке. А поэту фотография рассказывает о чужих эмоциях и переживаниях. Но они всего за одну ночь нашли точные образы и сюжеты для воплощения чувств другого человека. Я счастлива, что получилось так здорово».
Автором идеи проекта «Проявитель» стал директор Государственного исторического музея Южного Урала Владимир Богдановский. Получившимся итогом он приятно удивлен не меньше кураторов: «Теперь мы поставили перед собой цель собрать все результаты этого уникального творческого эксперимента в одном издании — альбоме, сборнике или небольшой книжке».
Мы попросили поделиться впечатлениями и других гостей фестиваля «Инверсия».
Андрей Черкасов (Москва)
— Для меня самое главное на этом фестивале то, что у него есть свой зритель. Современная поэзия сегодня не всегда оказывается в фокусе внимания аудитории, особенно региональной, поэтому важно, что фестиваль проходит в таком центральном месте, как музей истории Южного Урала. Если говорить о внутреннем содержании поэтического фестиваля, то важно то, что здесь не только представлены поэтические чтения, но и междисциплинарные проекты. Поэзия сочетается с фотографией, современной музыкой, филологией… А что касается того, что фестиваль поэзии проходил в музее, то в этом нет противоречия, ведь функция музея — агрегировать смыслы и силы. И здесь есть плюсы как для поэзии, так и для музея, который, проводя на своих площадках такое мероприятие, расширяет собственные горизонты…
Геннадий Каневский (Москва)
— Можно сказать, что фестиваль состоялся. Что касается впечатлений, то в моем внутреннем рейтинге, это одна из лучших фестивальных историй, которая была в жизни. Несмотря на то, что поэтический фестиваль в Челябинске проводится в первый раз, я его ставлю рядом с мощнейшими фестивалями в Чебоксарах и Пушкине. В «Инверсии» была явлена как ценность поэтическое слово, и в то же время были продемонстрированы экспериментальные практики, синтез разных искусств. И это была непросто тусовка, а люди занимались сутью поэтического слова… Мне очень нравится символика «Дебаркадера», это то место разлома, то место у воды, которое много обещает. Спасибо за это музею!
Нина Александрова (Екатеринбург)
— На самом деле я родилась в Челябинске, у меня здесь живет мама. В музее царит какая-то удивительная атмосфера, очень уютно. И эта аура удивительно наложилась на события фестиваля. Общение здесь очень полезно для молодых авторов. Я сожалею, что ребята из моей студии не поехали в Челябинск. Думаю, было бы очень здорово проводить такие фестивали раз в году.
Сергей Ивкин (Екатеринбург)
— Что порадовало на этом фестивале, так это очень грамотное расположение мероприятий как по смысловому порядку, так и по временному. Я всегда боюсь, когда мероприятия идут параллельно, но вот тут было грамотно распланировано, когда людям надо сойтись вместе, а когда разойтись по интересам. Плотная программа и возможность выбора показывают, что организаторы очень хорошо разбираются в теме, они учли чужие ошибки и сделали, в моем понимании, идеальный фестиваль поэзии. Что касается площадки, то она невероятно красивая. Поэзию называют изящной словесностью, и я считаю, что она должна существовать в изящных визуальных декорациях. Поэзия пришла в то место, где сохраняется культура, и это поднимает поэзию на очень, очень высокий уровень.
За поэтической программой «Инверсия» обязательно последует продолжение творческого взаимодействия между поэтами, фотографами, музыкантами, художниками, дизайнерами, артистами и всеми неравнодушными к миру тонких эмоций людьми. А Челябинск с нетерпением ждёт новых ошеломляющих экспериментов от фестиваля современного искусства «Дебаркадер». Напомним, что фестиваль продлится до 4 ноября. Его торжественным закрытием станет всероссийская акция «Ночь искусств», а пока всё культурное сообщество нашего города пристально следит за программой мероприятий.
Представляем фоторепортаж о поэтическом фестивале Инверсия». Авторы: Юрий Ермолин и Александр Глебов. Все фотографии ЗДЕСЬ.
Программа фестиваля «Дебаркадер-2016»