На прошлой неделе в Курганском областном культурно-выставочном центре открылась персональная выставка Александра Кондратюка «Отдел кадров». Представляем материал городской газеты «Курган и курганцы» о выставке.
«Один из лучших фотографов Урала привез свои работы в наш город. Фотограф Александр Кондратюк говорит так же, как фотографирует: что ни слово — то целый образ, что ни кадр — то большая история. Пока смотрела его работы, невольно оборачивалась — искала автора: так и хотелось подойти с ним к каждой фотографии и спросить, а что же было дальше?
Фоторепортер, член Союза фотохудожников России, член Союза журналистов России приехал к нам из Челябинска. «Выставляться» он пробовал не единожды, но все как-то не срасталось, потому до хорошей экспозиции дело так и не дошло. На этот раз инициативу взял в руки наш коллега — фотокорр «КиК», председатель Курганского отделения Союза фотохудожников России Александр Алпаткин. Своему тезке он помог отобрать лучшие работы за последние три года, так в Кургане оказались 69 репортажных снимков.
Размах выставки получился действительно широким. И даже не столько географически, сколько житейски. На фотографиях — мгновение назад рожденный ребенок; бабушка, перебирающая «смертное»; спортсмены — на ногах и без них; невеста, через метель и вьюгу пробирающаяся к своему суженому; экстремалы с застрявшей по крышу в грязи машиной. Люди, их эмоции, поступки, свершения и поражения — вот, что больше всего привлекает внимание фоторепортера.
— Пейзажи – это, конечно, всегда красиво, но, на мой взгляд, именно документальная фотография позволяет рассуждать о жизни, — говорит Александр.
Своих героев он чаще всего находит сам. Легкий на подъем фотограф без труда пробирается в далекие старообрядческие деревни, закрытые от людских глаз семьи марийцев, непролазные дебри джиппинговых трасс. «Нужно всегда идти туда, где что-то происходит. Удачный кадр в такой истории всегда найдется», — считает фотокорр.
Так было и в случае с одним из ярчайших репортажей Александра — съемками национального башкирского праздника «Дня гусиного пера». На тот момент за плечами журналиста было много серьезных поездок, казалось, удивить его было невозможно.
— Впервые в этой командировке у меня дрогнула рука, после того репортажа я еще долго находился в шоке, — вспоминает фотограф. – Когда ехал на праздник, приблизительно знал, что там будет происходить массовый забой гусей, но и представить не мог, какое впечатление это действо произведет на меня. Существует давняя башкирская традиция – с первым снегом собирать птиц и всей семьей их резать, потрошить и заготавливать мясо на зиму. Кровь хлещет направо и налево, даже маленькие дети перерезают гусям горло. Для башкир в этом нет ничего из ряда вон – это обычай, но для меня, человека далекого от подобных сюжетов, картина развернулась, конечно, жуткая. Репортаж получился хорошим, ничего не скажешь, только гусей я с тех пор не ем.
У Александра так во всем — каждого героя, каждую историю он запоминает до мелочей, будто тоже фотографирует. Бывал на состязаниях косарей — знает, как правильно «оттягивать» косу, снимал соревнования джипперов, может поспорить с любым экспертом об особенностях «ЗАХА-фестивалей» — своеобразных репетициях матерых спортсменов, работал в марийском селе — расскажет, для чего древняя народность готовит с собой в последний путь вещи.
— В последнее время это одна из моих любимых тем – марийцы, их традиции и обычаи, — говорит фотограф. – Так уж случилось, что у меня с ними сложились доверительные отношения, хотя, на самом деле, они народ закрытый. Живу в их селах по несколько дней, а то и недель. В позапрошлом году меня даже пустили посмотреть их обряд жертвоприношения!
Одна из любимых фотографий Александра — пожилая женщина-марийка, достающая из сундука свое «смертное». Марийцы верят, что после физической смерти их жизнь продолжится в другом мире, поэтому заранее готовят вещи, которые хотели бы взять с собой.
— Бабушке, которую фотографировал, было 92 года! Она мне показала и рассказала то, о чем в книжках вряд ли удастся прочесть. Естественно, не каждый готов откровенничать с объективом, часто людей приходится убеждать, уговаривать. Например, те же башкиры изначально вообще были против моего присутствия, но мне удалось объяснить им, насколько важно и нужно говорить о национальных традициях.
Конечно, в руках у репортажного аса — только «цифра». Иной раз, в зависимости от ситуации, две — на каждом плече. О пленочных фотоаппаратах Александр Кондратюк пока лишь мечтает — когда-нибудь вновь планирует начать ими снимать, а аналоговые фото ему снятся ночами.
— Сегодня другое время, другой ритм жизни, сейчас в нашей профессии важна оперативность: сделал репортаж и тут же выкладываешь фото на информационные ленты, — добавляет журналист. – Заниматься аналоговыми фотографиями некогда, да и негде. Хотя по пленке я скучаю, даже как-то вставлял ее в фотоаппарат, хотел поснимать. Но так руки и не дошли… Меня завораживает сам процесс получения пленочного изображения, частицы серебра при проявке фото всегда выстраиваются по разному, и ты никогда точно не знаешь, каким в итоге получится сделанный кадр. Кроме того, аналоговая фотография учила нас дисциплине: думать о кадре, экспозиции, знать, что такое диафрагма, выдержка и для чего они вообще нужны.
Цифровые фотоаппараты в этом плане расхолаживают. Да, это новые технологии, большой шаг вперед, но, на мой взгляд, изображение мокрой печати получается живым, а у «цифры», как однажды сказал мой коллега, целлофановым.
Когда Александр вновь вернется к пленке, то будет снимать уже не для работы, только — для души. Пока же он в погоне за очередным удачным кадром, времени на сантименты нет. Многочисленные репортажи челябинского фотокорра размещены в сети на сайте международного информационного агентства, но рассмотреть лучшие кадры детально и встретиться с ними один на один можно пока только в стенках КВЦ. Выставка продлится до 21 февраля. Потом ее, возможно, будут встречать в Тюмени. По крайней мере, приглашение от местных коллег фотограф уже получил».
Автор: Ксения Павлиди
Фото: Александр Алпаткин, Игорь
Меркулов, Максим Кузьмин
Материал с сайта городской газеты «Курган и курганцы»